МКУ «Таттинское УУО»

МБДОУ «Теремок»

Народный танец как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к культуре народа саха.

Воспитатель Быгынанова Лена Андреевна

2019 г.

Народный танец  как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к культуре народа саха.

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребенка, которое способно создать благотворную почву для открытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формируют атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к  народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитание творческого начала в ребенке. Занятия танцами в определенной мере формирует взгляд ребенка на мир, его реакции на отношения между окружающими людьми, приучают к дисциплине.

Танец исполняется чаще всего всем коллективом и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества. Способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыки, большей тонкости слушания и различения отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.

В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений. Таким образом, культуру движений, которая  включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя доступные средства и методы народного танца, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников.

Цель работы: Приобщить детей  к культуре народа Саха посредством якутского народного танца; способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.

Задачи:

— познакомить с якутским народным творчеством: фольклор, сказками, песнями, танцами и т. д.;

— воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям народа Саха.

— познакомить дошкольников с историей якутских народных танцев;

— обучить детей движениям, перестроениям якутского народного танца;

— подготовить детей к участию традиционному якутскому празднику «Ысыах»;

— способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителей.

Формы реализации:

— просмотр видеофильмов и презентаций;

 — знакомство с якутской утварью;

— слушание  музыки и рассказ о якутских национальных инструментах;

— показ детьми национального костюма;

— продуктивная деятельность (разучивание танцев «Узоры», «Дьэдьэнньиттэр»  и рисование узоров любимого танца);

— участие в детском традиционном празднике «Ысыах»;

Ожидаемые результаты:

      Дети:

— знают якутское народное творчество: фольклор, сказки, танцы, песни;

— умеют исполнять движения якутского танца, перестроения, фигуры;

— знают женский и мужской национальный костюм народа Саха;

— лучше чувствуют музыку, могут переживать ее в движениях, более ритмичные;

— получают удовольствие от движения под музыку.

— участники детского якутского традиционного праздника «Ысыах»;

   Родители:

— активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

— проявляют интерес к поиску аудиозаписей с якутской музыкой и видеозаписей.

Этапы реализации:

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации  (март)

 — Тренировочные упражнения и основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.

2 этап – технологический, основной этап  реализации проекта (апрель-май) — Основные элементы якутского танца. Подражательные движения элементам якутским танца — элементы игровых танцев, элементы труда. Обучить технике исполнения движений.

3 этап – Итоговый этап реализации проекта (май)

-Традиционный якутский праздник «Ысыах». (презентационный этап реализации проекта)

На формирующем этапе проводилась работа по ознакомлению с танцами народа

саха, утварью, национальной одеждой.  В ходе ознакомления дети рисовали узоры “Сурэх”, “Ураһа”, разучивали стихи и песни, с интересом смотрели слайды «Якутская посуда», «Танцы народа саха», «Якутская национальная одежда».

На основном этапе проекта дети удовольствием исполняют движения танца, учат названия узоров, элементов.

В процессе обучения танцам, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей, повышается уровень развития координации движений и ориентации в пространстве. На основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов, ребенок сможет создать творческий образ.

Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме. Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к  нему — обязательное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и  познавательную роль.

Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения. Дети с удовольствием  выступили перед родителями на национальном празднике «Ысыах» танцами «Узоры» и «Дьэдьэнньиттэр».

Посредством якутского танца учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на  сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и  духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М. : Просвещение, 1989.
  2. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» — М. : ВАКО, 2006.
  3. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М. : Наука, 1966.
  4. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. — Минск, 1971.
  5. Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» — М. : Знание – 2002.
  6. Ткаченко Т.С. Народный танец — М. 1967
  7. Якутский фольклор / Сост. Д. К. Сивцев. Якутск, 1970.
  8. Коренева Т. Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Коренева. — М. : Владос, 2004.
  9. Лукина А. Г. Якутский танец: учебно-методическое пособие / А. Г. Лукина. — Якутск, 1997.
  10. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.

Календарно-тематический план среднесрочного проекта для детей

средней группы

Месяц Дата Тема Цель         Содержание Примечание
Март 1 неделя 1 занятие «Что такое танец?» Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы якутского танца. Прослушивание быстрой,  ритмической и медленной музыки. Смотр слайдов  «Якутские народные танцы»
2 занятие   «Якутская  утварь» Знакомство с якутской посудой. Рисование на стекле контурной краской узоров «Сурэх», «Ураьа» Смотр слайдов «Якутская  утварь»
2 неделя 1 занятие «Якутская  национальная одежда» Знакомство с видами национальной одежды Аппликация «Бастына»   Смотр слайдов «Якутская  национальная одежда»
  2 занятие «Азбука танца» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы.  Положение рук на талии, позиции ног Объяснения, пояснения, показ, похвала, поощрение, постановка вопросов.
3 неделя 1 занятие   Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
  2 занятие Танцевальные шаги. Пробудить интерес к занятиям.     Танцевальный  шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
4 неделя   1 занятие   Танцевальные шаги Разогревание, первоначальные навыки координации движений Танцевальный  шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
  2 занятие Коллективно-порядковые упражнения Разогревание, первоначальные навыки координации движений Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.  
Апрель 1 неделя 1 занятие  Знакомство с танцем «Узоры».    Основные положение рук, ног, головы, корпуса народного танца.     Движения «Сурэх», «Ураьа» Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов, коллективная работа. Применение атрибутики.  Музыкальное сопровождение.
2 занятие Коллективно – порядковые упражнения: «Зеркало». Совершенствование исполнение выученных движений.   Разминка в круг. Упражнения для пластики рук. Партнеры стоят напротив друг друга и выполняют упражнения. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Движения рук, ног, головы. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов, коллективная работа.    
2 неделя 1 занятие Танцевальные движения на якутском стиле: «Узоры» Обучение детей танцевальным движениям. Движения «Стрела-Ох саа», «Забор — Олбуор» Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов, коллективная работа.
2 занятие Рисунок танца Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. Из «круга» в «птичку», из «колонны», шахматный порядок, из линии в  «круг» Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов, коллективная работа.
3 неделя       1 занятие   Коллективно – порядковые упражнения. Совершенствование исполнение выученных движений.   Поклон, «сүгүрүйүү», поднимание на носок и при этом одновременно вытягиваем руки наверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку, над головой. Поднимание ноги наверх «Дэгэрэҥ хаамыы». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов, коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыҥа, чороон).  Музыкальное сопровождение.
2 занятие Постановка танца «Узоры» Работа над техникой исполнения танца. Повторение пройденных танцев Коллективная работа. Применение атрибутики
4 неделя 1 занятие Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. Упражнения для пластики рук, притопы, прыжки Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Объяснения, пояснения, показ, похвала.
2 занятие Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. Упражнения для пластики рук, притопы, прыжки Двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Объяснения, пояснения, показ, похвала.