Улусное управление образования МР «Таттинский улус» РС (Я)

тема:

Роль сказки в развитии речи у детей  5 – 6 лет.

Воспитатель: МБДОУ «Теремок»

Таттинского улуса

Лопатина Татьяна Сидоровна

                                                                     2019 г.

Введение

   Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые их слушали в детстве. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественному образу и особому сказочному языку у детей развивается чувство приобщения к прекрасному.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями. Народ бережно хранил и передал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

Воспитание культуры поведения мы осуществляли различными методами. В своей работе мы использовали способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляли формирование личности ребенка, учитывая при этом возрастные возможности детей, продумывали цель и содержание.

Актуальность: сказка вносит разнообразие в жизнь  ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее чрко проявляется принцип обучения – учить играя. И воспитывающая сила сказки огромна.

  К сожадению, сегодня у многих детей к 5 годам уровень развития речи ниже положенной нормы. Уровень передачи  эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи слабоваты. И сказка является отличным способом устранить  все эти проблемы. Игра сказки  в сказку способствует активизации разных сторон речи;

— словаря

— грамматического строя  речи

— диалогической и монологической формы речи

— совершенствование звуковой стороны речи

Цель моей работы:

Организовать работы по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно — творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу

Задачи:

Образовательная

Продолжатьсовершенствовать диалогичекую форму Речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища, учить умению поддерживатьнепринужденнуюбеседу

Воспитательная:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща, стремлению радовать  близких  поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать навык работать старательно. Формировать доброжелательное,  уважительное отношение к свестникам

Развивающая

Развивать умение связно, последлвательно и выразительно пересказывать небольшие сказки

Систему развития связной речи, я разделила на четыре этапа;

1. Слушание

2. Пересказ

3. Играем в сказку

4. Рисуем в сказку

Структура  занятия:

  • артикуляционные упражнения
  • дыхательная гимнастика
  • -пересказ ответы на вопросы
  • -продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация)

        Особое внимание уделяю   пересказывании,  поскольку этот вид деятельности является основополагающим, для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания

Диагностика проводится два раза в год. В ней  3 уровня для выявления степени развития речи у детей

Высокий уровень  — словарный запас богатый, знает   5-6  и более сказок, пересказывает содержание, четко говорит все звуки. Подражает любому персонажу из сказок. Дает полный ответ на заданный вопрос.

Средний уровень – знает меньше сказок из 5, затрудняется в пересказке. Использует простые предложения, не четко выговаривает некоторые звуки. С трудом даются ролевые задания. Отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов

Низкий уровень – не знает названий сказок, не может персказать содержание сказок. Не выговаривает много звуков.Словарный запас беден. Не может дать ответы на вопросы. Не играет роли.

Выводы: Несмотря к таинственному миру на технический прогресс,  дети все – таки  тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями. Дети растут и им все интереснее принимать участие в театрализованных играх. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что любое художественное произведение при правильном подходе помогает развмвать речь ребенка, но более эффективно это делают сказки. Ведь сказка одно из первых художественных произведений в жизни ребенка

Заключение:

            Роль сказки в развитии правильной устной речи , расширят словарный запас, помогать верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Содержание сказки более доступно для понимания  детским умом, потому что  расчитана на детей  и испокон веков сказки сочинялись для детей.

         В любой сказке есть волшебство, превращения, что очень увлекает и заинтересовывает детей, поэтому дети очень дюбят сказки, они их смотрят , рассказывают, слушают, рассматривают сказочных героев картины, а также дают характеристики поступкам героев, повторяют реплики – и все это способствует развитию речи.

      В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает, внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы связи мы обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что сказка:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу, возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.