Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «ТЕРЕМОК»

 

«Формирование нравственных качеств детей старшего

дошкольного возраста посредством сказок»

 

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

 Потапова Ирина Степановна

2016 г.


«Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Дошкольное детство- начальный этап становление личности. В этот период закладываются основы личностной культуры: правильное отношение ребенка к себе и людям.

Формирование нового человека как личности требуется усиление целенаправленной деятельности школ и дошкольных учреждений. Содержанием этой деятельности должно быть воспитание личности с высокими нравственными качествами и культурой поведения. В системе   нравственного воспитания для достижения наилучшего результата необходимо учитывать такой фактор как особенности народной педагогики, традиционной педагогической культуры.

Психологами установлено, что максимальный темп развития внутреннего мира человека приходится на период от рождения до 7-8 лет. В это время ребенок овладевает предметным миром, у него активизируется культурные интересы, закладываются основы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Вот почему, так важно заложить в дошкольном возрасте хороший фундамент будущей личности. Нас беспокоит тот факт, что в настоящее время родители уделяют усиленное внимание развитию интеллекта своих детей в ущерб их нравственному воспитанию.

Цель работы: Выявить и обосновать педагогические условия формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Гипотеза:содержание и характеристика персонажей сказок может явиться эффективным средством формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, если:

-ознакомление со сказками проводится по аналогии нравственных ценностей в сказках разных народов, то есть методом сопоставления характеристик персонажей;

— воспитательная работа содержит определенную систему занятий по ознакомлению с нравственными ценностями в сказках;

— проводить работу поформирования нравственных качеств детей (занятия, беседы, игры);

Задачи:

-проанализировать научно- педагогическую литературу по проблеме исследования;

-выявить уровень сформированностинравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;

-разработать методические рекомендациинравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Методы:опрос, беседа,анкетирование, наблюдение.

Нравственное воспитание- это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения. Основными задачами нравственного воспитаниядетейдошкольного возраста являются; воспитание культуры поведения, начало гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослым и к трудящимся различных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Важным средством формирования нравственных качеств, оказывающим влияние на направленность детских игр, на формирования правильных представлений о действительности, является детская художественная литература.

Сказка является важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказывали педагогическую ценность сказки. Дети и сказка -не разделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курсы образования и воспитания каждого ребенка. Пока якутские сказки не собраны в достаточной мере и совершенно не изучены, нелегко систематизировать и собранные сказки. Сказки трудно поддаются классификации, до сих пор не существует общепринятой научной классификации их, обычно сказки народов делят на следующие характерные группы:

— сказки о животных;

— волшебные сказки;

— авантюрно- новеллические, исторические и бытовые.

Выявление уровня нравственных качествдетей старшего дошкольного возраста;

1 методика «Закончи историю»

2 методика «Сюжетные картинки»

3 методика Цветовой тест отношений (ЦТО)

 

1 Методика: «Закончи историю»

Цель: Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как

— доброта- злость;

-щедрость- жадность;

-трудолюбие- лень;

-правдивость- лживость;

Для изучения нравственного сознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами. Эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

2 методика: «Сюжетные картинки»

Цель: Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что в методике «Закончи историю».

3 методика: «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Цель: Изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.

Анкетирование родителей: Очень важно было установить отношение родителей к формирования нравственных качеств детей. С другой стороны, именно в семье из разговоров взрослых ребенок получает стереотипное представление о нравственных нормах, поведения.

С данной целью было проведено анкетирование. Родителям были предложены такие вопросы как, рассказывают ли сказки своим детям о нравственных нормах, знают ли произведения о нравственных качествах людей, имеется ли соответствующая литература, приводят ли примеры из сказок.

Заключение— В результате проведенной нами опытно- экспериментальной работы по формирования нравственных качеств мы пришли к выводу, что.

— использование сказок позволяет детям лучше усвоить и закрепить нравственные качества, нормы поведения и этикета;

— дискуссии способствуют активизации чувств, развивают мышления, позволяют детям лучше усвоить и закрепить нравственные чувства, качества;

— существенно обогатился словарный запас детей;

— повысился уровень взаимоотношений детей с близкими, со сверстниками;

— личный положительный пример родителей и воспитателей способствует быстрому усвоению детьми нравственных качеств, норм поведения и этикета.

Кроме того, совместная работа с родителями по формирования нравственных качеств детей дает положительные результаты. Так, к примеру, где занимались с детьми, читали им подобранные нами сказки, детей наблюдаются положительные сдвиги в нравственном развитии.